Статьи

Вопросы защиты участников ВЭД в ходе таможенных проверок, а также в ходе незаконных уголовных преследований по таможенным преступлениям.

Вопросы защиты участников ВЭД в ходе таможенных проверок, а также в ходе незаконных уголовных преследований по таможенным преступлениям, выработка предложений по внесению изменений в законодательство, направленных на обеспечение защиты участников ВЭД при обжаловании решений таможенного органа.  

Порядок производства таможенных проверок в РФ регламентирован ТК ЕАЭС и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 
Указанными нормативными актами, права проверяемых таможенным органом лиц существенно ограничены, что не позволяет участнику ВЭД в полной мере осуществлять свою защиту. 
 
Так, в соответствии с п. 2 ст. 235 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, проверяемое лицо после получения акта таможенной проверки имеет право знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения, с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку.  
Таким образом, право участника ВЭД на ознакомление с материалами таможенной проверки не является безусловным, а находится в зависимости от воли должностного лица таможенного органа. При этом, объём материалов таможенный проверки, который может быть предоставлен для ознакомления проверяемому лица, в большинстве случаев является значительно меньшим, ввиду того, что таможенный орган не представляет к ознакомлению материалы проверки, полученные из имеющихся в его распоряжении баз статистических данных. В связи с этим, проверяемый участник ВЭД, не имеющий доступа к таможенным базам статистических данных и не видя сведений и документов, которые таможенный орган использовал при вынесении решения, не имеет возможности оценить законность и обоснованность выводов таможенной проверки, основанных на указанных материалах.  
 
Следует отметить, что участнику ВЭД акт таможенной проверки вручается без каких- либо приложений и участник ВЭД вынужден предпринимать меры по ознакомлению с материалами проверки посредством обращения в таможенный орган с соответствующим заявлением.  
Обязанность по вручению акта проверки с приложением документов, подтверждающих факты нарушений таможенного законодательства, выявленных в ходе проверки, у таможенного органа отсутствует. 
В случае отказа руководителем таможенного органа участнику ВЭД в ознакомлении с материалами таможенной проверки, единственной возможностью ознакомиться с данными материалами остается арбитражный суд, куда участник ВЭД вынужден обратиться не видя материалов проверки и не имея возможности привести в своем заявлении в суд сразу все доводы защиты своих прав и интересов. Такую возможность он может получить только располагая всеми материалами проверки. 
 
В отличии от прав, предоставляемых таможенным законодательством, налоговое законодательство, при проведении налоговых проверок предоставляет проверяемым лицам более широкие права. 
Так, согласно ч.3.1. ст. 100 Налогового кодекса РФ, к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок
Кроме того, в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой.  
Действующим же таможенным законодательством лицо, в отношении которого проводилась проверка, не наделено правом участия в процессе рассмотрения в таможенном органе материалов таможенной проверки. 
 
Не ознакомление с материалами таможенной проверки не позволяет составить письменные возражения на акт таможенной проверки, что в последующем может способствовать вынесению таможенным органом незаконного решения, существенно нарушающего права и законные интересы участника ВЭД. Не возможность участия при рассмотрении результатов таможенной проверки также способствует этому. 
Это также может препятствовать надлежащей защиты участника ВЭД в ходе доследственной проверки при решении вопроса о возбуждении уголовного дела за совершение таможенного преступления. 
Следует указать, что уголовные дела зачастую возбуждаются несмотря на то, что участниками ВЭД решения таможенных органов по проверкам, ставшими основанием для возбуждения уголовных дел, обжалуются в судебном порядке. Такое возбуждение уголовных дел является необоснованным и преждевременным, поскольку, как показывает судебная практика, решения таможенных органов признаются незаконными. Однако, на это уходят месяцы. За это время выполняются следственные действия, производятся обыски в компаниях и по месту жительства руководителей компаний, а также проводятся выемки в налоговых, банках и других организациях, что явно дискредитирует деловую репутацию предпринимателей. 
 
Кроме того, таможенные органы, в целях повлиять на решение суда, представляют в арбитражный суд, материалы уголовных дел, как доказательства противоправной деятельности участника ВЭД и обоснованности таможенных решений, что также существенно препятствует защите прав и законных интересов предпринимателей. 
 
Как правило, причинами признания решений таможенных органов является неполнота проверок, необоснованность выводов таможенных органов в обжалуемых решениях. 
Своевременное ознакомление участников ВЭД с материалами проверки и участие в рассмотрении результатов таможенных проверок у руководителя таможенного органа, будет способствовать соблюдению прав и законных интересов предпринимателей, вынесению законных таможенных решений и уменьшению количество судебных споров. 
 
На основании вышеизложенного, необходимо внести изменения в таможенное законодательство, а именно: 
  1. Расширить перечень прав участников ВЭД, дополнив ст. 336 ТК ЕАЭС и ст. 235 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнив их пунктом: «на участие в процессе рассмотрения материалов таможенной проверки». 
 
  1. Внести норму, согласно которой, к акту таможенной проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений таможенного законодательства, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению таможенным органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных таможенным органом выписок

 

  1. Из текста п. 2 ст. 235 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, исключить слова: «…с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку».  
 

 

Made on
Tilda